Реформирование системы технического нормирования и стандартизации

Реформирование системы технического нормирования и стандартизации в области строительства с введением в действие Технического регламента ТР 2009/13/BY «Здания и сооружения строительные материалы и изделия. Безопасность»

С конца 2009 года Минстройархитектуры совместно с другими органами государственного управления, организациями, осуществляющими участие в техническом регулировании строительной отрасти, последовательно реализованы мероприятия по совершенствованию системы технического нормирования и стандартизации в области архитектуры и строительства и внедрению в практику европейских принципов и походов.

В строительной сфере Республики Беларусь с 1 августа 2010 г. действует Технический регламент «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденный Постановлением Совета Министров от 31.12.2009 №1748.

Практика работы в рамках технического регламента показала, что у организаций возникали вопросы, связанные с выполнением требований регламента, поскольку некоторые процедуры, изложенные в нем, введены впервые и до настоящего времени уполномоченными органами не осуществлялись (подтверждение соответствия сооружений, проектной документации). Учитывая данные обстоятельства РУП «Стройтехнорм» были разработаны изменения и дополнения в технический регламент, которые направлены на оптимизацию временных и финансовых затрат при ведении бизнеса всеми субъектами хозяйствования при безусловном закреплении ответственности производителя за выпущенную продукцию или выполненные работы.

Изменения и дополнения в ТР 2009/13/BY вводятся в действие постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 № 125 с 21 августа 2012 г .

С введением технического регламента в действие количество обязательных при проектировании требований ограничено существенными (базовыми) требованиями безопасности: обеспечением устойчивости зданий и сооружений, пожарной безопасности, гигиены, защиты здоровья и охраны окружающей среды, защиты от шума и вибраций, экономии энергии и тепловой защиты, безопасности при эксплуатации.

Процедуру оценки соответствия требованиям регламента должны проходить здания и сооружении, проектная документация, процессы строительства и те строительные материалы и изделия, характеристики которых попадают в обеспечение существенных требований сооружений.

При этом оценке соответствия подлежит вся строительная продукция. В этой связи, например, нельзя исключить из перечня продукции, подлежащей подтверждению соответствия кирпич керамический, блок из керамзитобетона (физико-механические характеристики, показатели пожарной и санитарной безопасности, теплопроводность), оставив блоки из ячеистых бетонов и другие стеновые материалы, обладающие этими же характеристиками. Аналогичные подходы регламентированы Регламентом ЕС №305/2011 от 09.03.2011 «Об установлении гармонизированных условий для маркетинга строительной продукции и отмене Директивы Совета 89/106/ЕЕС».

Такой подход так же закреплен действующим в нашей стране законодательством. Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» обязательными являются требования только технических регламентов и ТНПА, на которые в них выполнены ссылки. Остальные технические нормативные правовые акты становятся обязательными для конкретной продукции или объектов, если на их применение указали (заказчик, проектировщик в договоре, задании на проектирование, проектной документации; производитель, поставщик при производстве и реализации продукции).

Еще один очень важный момент: требования к строительному продукту, а следовательно ТНПА – становятся объектом договорных отношений.

Постановлением Минстройархитектуры от 02.11.2012 №32 утверждена новая редакция Перечня технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с Техническим регламентом. В Раздел I указанного Перечня входят ТНПА (отдельные главы, пункты, приложения), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение существенных требований ТР 2009/013/BY.

Такое построение нормативно-технической базы исключает существовавшие ранее жесткие требования в проектировании и строительстве, производстве строительных материалов и изделий, когда требования всех ТНПА были обязательны, а предоставляет право выбора при соблюдении одного единственного условия – безопасности. При этом в качестве доказательной базы могут использоваться как действующие в республике нормы и стандарты, в том числе европейские и международные, так и собственная доказательная база.